Моечный цех
Моечный цех на кухне общепита
На многих предприятиях предусмотрены помещения общественного питания с залами. Для того чтобы организовать здесь работу по обслуживанию посетителей на высоком уровне, помещения оснащены моечными комнатами для столовой посуды. Проект моечной должен включать в себя совмещение её с обеденным залом, раздачей и сервизной комнатой. Кроме того, моечная должна соответствовать всем установленным санитарным требованиям, техники и безопасности. То есть, здесь должны быть использованы только водонепроницаемые облицовочные материалы для полов и стен. Температура газовоздушной среды помещения не должна превышать 18-22°С при влажности до 70%. Помещение должно оснащаться высококачественной вентиляционной системой.
Для полноценного и быстрого функционирования столовой, в моечной необходимо наличие удобного и практичного оборудования, а также правильной организации обязанностей работников.
Главным образом, здесь предусматривается осуществлять мойку посуду, поэтому моечные ванны необходимо располагать последовательно, соответственно всем этапам обработки посуды и с удобством для приёмного окна. Процесс обработки посуды включает в себя очищение остатков пищи, тщательное мытьё, сортировку, стерилизацию, просушивание, хранение в соответствующих шкафах или на столах. Помещение моечной разделено на зоны - сортировки подносов с использованной посудой, где размещаются специальное оборудование и материалы для очищения остатков пищи; зона мойки приборов в посудомоечных машинах или ваннах (количество зависит от параметров столовой), а также зона хранения и выдачи посуды на тележках или в шкафах.
Для экономии времени и быстрой организации доставки грязной посуды из зала в зону мойки, предусмотрены ленточные транспортёры с секциями. Таким образом, при удобном размещении транспортёров, сбор посуды могут даже осуществлять сами посетители. А для передвижения чистой посуды к местам комплектования обедов используют тележки. Следует отметить, что в столовых, которые обслуживаются официантами, места для сбора посуды оборудуются специальными столами и прилавками. Их покрывают смягчающимися материалами, к примеру, линолеум. Доставка осуществляется на тележках или ручным способом, а остатки пищи очищают на столе с воронкообразным отверстием, под которым находится бачок.
Мытье посуды в моечном цехе
Мытьё посуды в небольших местах осуществляется вручную с применением моющих средств, которые допущены санитарным надзором. Для обработки посуды разрешаются определённые параметры температуры. Причём процесс мыться проходит три отделения, это - обезжиривание моющими средствами при температуре 45-50°С, далее ополаскивание при 50-55°С, и стерилизация при 85-98°С в специальных сетках. В случае если нет условий для полной стерилизации, необходимо добавить в моечную ванну 1%-ный раствор хлорной извести. Для сушки посуды здесь предусмотрены специальные полки-решетки, или же процесс осуществляется в отделении сушки моечной машины.
Стеклянная посуда
Стеклянная посуда - бокалы, рюмки и стаканы моют при 35-40°С с моющими средствами и ополаскиванием при 60-70°С, далее протирают полотенцем. Мытьё столовых приборов происходит в двух отделениях подобно мойке тарелок, далее при помощи специальной металлической сетки на пару минут опускают в кипящую воду, с последующей сушкой на воздухе и протирания полотенцем. Для предварительной очистки ножей и вилок применяется специальная ножечистка, а подносы обрабатываются при 70°С. По окончании рабочего дня, вся посуда подвергается всем этапам мытья и обработки, после чего передаётся на хранение в сервизную комнату. Оборудование проходит санитарную обработку по соответствующим правилам.
Сервизная является помещением, где хранится посуда, приборы и столовое бельё. Оно расположено рядом с моечной комнатой. Все виды посуды размещают по порядку и удобно для использования, то есть ручки должны быть повёрнуты наружу. Для удобного хранения используют практичные ящики с перегородками и для каждого вида предусмотрены отдельные шкафы. Приём и выдача осуществляется через окно приёма, а для удобства его оснащают широким прилавком.
Все помещения столовой должны иметь удобную взаимосвязь. На больших предприятиях проект помещений общественного питания разрабатывается с учётом примыкания их друг к другу. Кроме того, они должны быть удобно расположены от камеры отходов пищи. Если их разделяют этажи, то применяется специальный подъёмник с грузоподъемностью 100 кг.
Для обработки посуды и инвентаря предусмотрено помещение для мойки кухонной посуды, которое может размещаться в одном месте с моечной комнатой для столовых предметов. В случае совмещения моечных комнат, к примеру, в небольших кафе линии мойки разделяются барьерами. Помещение оснащается моечными ваннами, стеллажами, а в больших местах кухонными машинами для мойки. Порядок расположения оборудования осуществляется следующим образом: приём, мытьё и хранение. Здесь же выделяется определённое место для чистки передвижного оборудования. Кроме того, помещение необходимо расположить вблизи с горячим цехом и все зоны должны обеспечиваться удобной связью.
Только при соблюдении всех санитарных и технических правил, места общественного питания на предприятиях смогут предоставлять качественное обслуживание.